Судебная защита – право каждого

а не привилегия избранных

АДРЕС: Москва, проспект Мира, д.101

ТЕЛЕФОН: +7 919-761-3389

ТЕЛЕФОН: +7 925-070-6644

ПОЧТА: info@grany-prava.ru

03. Проверка и рассмотрение заявлений (сообщений) о преступлении и жалоб в Следственном комитете

Для поиска на сайте однородных и связанных материалов воспользуйтесь меткой внизу страницы. Чтобы просмотреть содержание категории (раздела, страницы), воспользуйтесь активной, ссылкой голубого цвета, расположенной в верхней части страницы. После активации ссылки откроется перечень статей категории в кратком виде.

 

Рассмотрение руководителем следственного органа заявлений (сообщений) о преступлении и жалоб на постановления и действия (бездействия) следователей, руководителей следственных органов, поданных в порядке статей 123, 124 и 141 УПК РФ

1. Нарушение принципа равенства прав и свобод гражданина пересылкой жалоб на постановления и действия (бездействия) руководителей следственных органов района, поданных в порядке статей 123, 124 и 141 УПК РФ, поданных в Управление по г. Москве в окружные Управления

1.1. Иное, чем в других субъектах Российской Федерации, административное деление г. Москвы не является основанием для дискриминации прав. В силу равенства граждан перед законом заявитель имеет право на рассмотрение жалобы на руководителя следственного отдела района без дополнительной потери времени и здоровья – городским управлением Следственного комитета.

1.2. Административное устройство г. Москвы, имеющей округа, отличается от административного устройства иных субъектов Российской Федерации не имеющих таких административных образований. По принципу административного деления выстроена структура правоприменительных органов  г. Москвы, кроме судебных. Таким образом, правоприменительная система всех субъектов Российской Федерации и судебная система г.  Москвы имеют два уровня.

1.3.  Требование об обязательном обжаловании постановлений и действий (бездействий) руководителя следственного отдела района в окружном управлении Следственного комитета противоречит принципу равенства перед законом, поскольку влечет для жителей г. Москвы необходимость дополнительных временных и финансовых потерь. В силу изложенного постановление следственного отдела района является окончательным решением по первой инстанции и подлежит обжалованию непосредственно в Управление Следственного комитета по г. Москве.

2. Проверка и рассмотрение материалов неуполномоченным лицом

2.1. В силу статьи 144 (часть 1 и 3) заявление (сообщение) о преступлении проверяется на предмет наличия (отсутствия) признаков преступления дознавателем, следователем, руководителем следственного органа. По смыслу закона по всем без исключения заявлениям, и тем которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, решение по заявлению принимается следователем в форме постановления и в срок, не превышающий 10 дней.

"32. В ходе проверки сообщений о преступлении правомочные должностные лица Следственного комитета в пределах полномочий, предоставленных УПК, и в зависимости от конкретных обстоятельств, проводят первоначальные следственные и иные процессуальные действия…"

Инструкция об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах системы Следственного комитета Российской Федерации, приказ СК России от 11 октября 2012 года N 72

2.2. В силу статей 123, 124, 146 и 148 УПК РФ и  Федерального закона от 28 декабря  2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" жалоба на постановление следователя или жалоба на действия (бездействия) следователя рассматривается с соблюдением подчиненности руководителем следственного органа или руководителем вышестоящего следственного органа. Эти же нормы закона обязывают руководителя по результатам проверки принять процессуальное решение в форме постановления.

2.3. На практике, вопреки закону и Инструкции заявление (сообщение) о преступлении и жалоба, поданная в порядке статей 123, 124 УПК РФ, в следственных органах рассматривается с нарушением подчиненности по нормам закона №59-ФЗ, сотрудниками процессуального контроля, сотрудниками отдела по приему граждан или лицами, не сообщающим должности. В силу отсутствия предусмотренных УПК РФ полномочий у иных сотрудников, кроме следователей, руководителей следственных отделов, рассмотрение жалоб сотрудниками иных органов Следственного комитета не основано на законе.

"Балакин В.К. и Гвоздев В.П. обратились в Мещанский районный суд г. Москвы с жалобой в порядке ст. 125 УПК РФ, в которой просили признать незаконными и необоснованными действия (бездействия) должностных лиц Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Московской области, которые не провели проверку по их сообщениям о преступлениях, совершенных сотрудниками УВД по Чеховскому муниципальному району Московской области и сотрудниками следственного отдела по г. Чехову Следственного управления по Московской области.

Постановлением Мещанского районного суда г. Москвы от 9 декабря 2011 года в удовлетворении жалобы Балакина В.К. и Гвоздева В.П. отказано.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 23 апреля 2012 года постановление судьи оставлено без изменения. …. Между тем, порядок рассмотрения сообщения о преступлении определен ст.144 УПК РФ, в силу которой дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, принять по нему решение одно из указанных в статье 145 УПК РФ решений: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ.   Особенности производства по уголовным делам в отношении следователей, руководителей следственного органа определены главой 52 Уголовно-процессуального кодекса РФ, которая не содержит норм, освобождающих следственные органы от обязанности проверить поступившие сообщения о преступлениях и по результатам его рассмотрения принять одно из предусмотренных ст. 145 УПК РФ решений.

В указанной главе не предусмотрено норм, позволяющих следственному органу без проведения проверки направлять сообщение о преступлении руководителю того органа, при котором состоят должностные лица, в отношении которых поступило сообщение. … При таких данных законность и обоснованность судебных решений принятых в порядке ст. 125 УПК РФ по жалобе Балакина В.К. и Гвоздева В.П. вызывают сомнения, в связи с чем, подлежат отмене".

Постановление Президиума Мосгорсуда от 31 августа 2012, дело N 44у-391/12

"2.2. Действие Инструкции не распространяется на:

а) заявления и сообщения о преступлениях, порядок приема, регистрации, проверки и разрешения которых определяется иным организационно-распорядительным документом Председателя Следственного комитета в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 144, 145 УПК РФ;

б) жалобы на действия (бездействие) и решения следователей и руководителей следственных органов Следственного комитета, предусмотренные ст. 123 УПК РФ;

Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета, утверждена Приказом от 19 сентября 2007 года N 17

2.4. Вопреки статье 124 (часть 1) УПК РФ заявление на руководителей следственных органов, поданное в порядке статей 123, 124 УПК РФ, направляется в органы, возглавляемые руководителями, в отношении которых поступила жалоба или в нижестоящие органы. Вопреки закону и Инструкции о рассмотрении жалоб, подаваемых на основании закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", жалоба передается для рассмотрения лицу, действия (бездействия) которого обжалуются или направляется в нижестоящие следственные органы в силу подчиненности не имеющих права рассматривать жалобы на сотрудников и руководителей вышестоящих следственных органов.

"3.6. Направление обращения (запроса) на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу следственного органа Следственного комитета, решение или действие (бездействие) которого обжалуется, запрещается.

… 4.5. Запрещается направление обращений и запросов в следственные органы Следственного комитета, не имеющие полномочий на их разрешение, или органы, ранее принимавшие оспариваемые решения по поставленным в обращениях вопросам, а также тем должностным лицам, действия которых обжалуются".

Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета, утверждена приказом от 19 сентября 2007 года N 17

"4.5. Запрещается направление обращений и запросов в следственные органы Следственного комитета, не имеющие полномочий на их разрешение, или органы, ранее принимавшие оспариваемые решения по поставленным в обращениях вопросам, а также тем должностным лицам, действия которых обжалуются".

Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета, утверждена приказом от 19 сентября 2007 года N 17