Судебная защита – право каждого

а не привилегия избранных

АДРЕС: Москва, проспект Мира, д.101

ТЕЛЕФОН: +7 919-761-3389

ТЕЛЕФОН: +7 925-070-6644

ПОЧТА: info@grany-prava.ru


Назначение председателей судов или миф о независимости судебной системы и разделении властей

1. Корень зла – допуск к распределению должностей в судебной системе многих заинтересованных лиц, заседающих в Федеральном собрании - Совете Федерации и Государственной думе. Депутаты Федерального собрания имеют возможность по закону и через личные связи и интересы оказывать влияние на назначение председателей судов, а через них - на назначение и отстранение от должности судей.

Кадровая политика – основа работы судов.

Судебная система России поставлена в зависимость от решений исполнительной власти, частью которой становятся председатели судов, назначаемые исполнительной властью, зависимые от нее, но имеющие решающие полномочия по назначению судей на должность.

Председатели судов субъектов Федерации единственные лица, имеющие реальную возможность отстранить любого судью от должности, следовательно, имеющие реальные возможности влиять на исход конкретных дел.

Судебная реформа невозможна без изменения Конституции и перераспределения власти в сторону ограничения законодательной деятельности Федерального собрания. Президент, как гарант Конституции должен иметь полномочия, позволяющие окончательно отклонить закон.

2. О смешении властей и отрицательном влиянии этого фактора на судебную систему Российской Федерации указывалось в докладах ООН по итогам исследования состояния судебной системы. Вопреки рекомендациям ООН положение с невмешательством в деятельность судебной системы ухудшились.

Так, согласно рекомендациям судов выбор председателя суда должно оставить на усмотрение самих судей, как это было ранее в Конституционном суде. Именно такая рекомендация содержится в докладе Специального докладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов  Леандро Деспуи от 22 марта 2009 года на одиннадцатой сессия Генеральной  Ассамблее ООН в Совете по правам человека.

Законодатели Российской Федерации увидели в этом угрозу своей власти и внесли изменения полностью искоренив такой недостаток как избрание председателя суда. Со 02 июня 2009 года председатель Конституционного Суда назначается Советом Федерации по представлению Президента.

3. Публичная практика о вмешательстве председателей судов

3.1. "14. Во время своей поездки Специальный докладчик неоднократно слышала утверждения о том, что судебным работникам прямо или косвенно угрожают, оказывают на них неправомерное влияние, вмешиваются в их работу и оказывают на них давление, что продолжает негативно отражаться на их независимости и беспристрастности. Независимая судебная власть крайне необходима для того, чтобы суды могли выполнять свою демократическую роль блюстителей верховенства права в стране, обеспечивая равенство перед законом всех, включая государственных служащих.

15. Специальный докладчик обеспокоена многочисленными сообщениями о предпринимаемых как государственными властями, так и частными субъектами попытках контролировать судебную систему, т.е. оказывать на нее влияние, которое часто называют "телефонное правосудие". Хотя время от времени ей говорили, что "телефонное правосудие" больше не существует, многие собеседники отмечали, что практика вмешательства представителей исполнительной власти или иных влиятельных заинтересованных сторон в судебной системе по- прежнему не изжита.

16. Сообщается, что в некоторых регионах, особенно в небольших или отдаленных районах, судьи поддерживают тесные связи с исполнительной властью и органами прокуратуры. Вопреки запрещению такого вмешательства законом оно, судя по сообщениям, происходит регулярно и является одним из важнейших факторов, подрывающих независимость и беспристрастность судебной системы. Тревожное ощущение того, что судьи знают, какое они вынесут решение еще до завершения судебного разбирательства, подкрепляется частым отсутствием обоснования выносимых приговоров, в том числе решений о заключении под стражу до суда". …

19. Еще до самого назначения обеспокоенность вызывает процесс отбора судей. Хотя в законодательстве четко прописаны критерии, которые необходимо соблюсти, для того чтобы стать судьей, Специальный докладчик слышала утверждения о том, что на практике обязательная проверка кандидатов не отличается ни транспарентностью, ни анонимностью. Она обеспокоена сообщениями о том, что председатель того суда, где открывается вакансия, может оказывать и часто оказывает влияние на процесс отбора. Кроме того, существует реальная опасность того, что вновь назначенные судьи могут чувствовать себя в долгу перед председателем их суда. …

24. Специальный докладчик особенно обеспокоена сообщениями о чрезмерно широких полномочиях председателей судов, которые играют значительно большую роль, чем primus inter pares. Она слышала множество сообщений о том, что судьи получают указания или приказы от председателя их суда. В Бангалорских принципах поведения судей четко указано, что в тех случаях, когда решение по делу должно приниматься судьями самостоятельно, они действуют независимо от мнения других коллег по составу суда (принцип 1.4). Специальному докладчику сообщили также, что карьерный рост судей во многом зависит от председателя их суда, который играет решающую роль во всем - от продвижения по службе до наложения дисциплинарного взыскания.

25. Председатели и заместители председателей всех судов общей юрисдикции назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного суда на срок шесть лет с возможностью его однократного возобновления. Председатель Конституционного суда, Председатель Верховного суда и Председатель Высшего арбитражного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Сообщается, что во многих судах, в частности на местном уровне, председатели судов часто поддерживают тесные связи с другими государственными органами, в том числе с исполнительными органами. Следует исключить такие контакты, поскольку они представляют угрозу для независимости, беспристрастности и объективности судебной власти.

2. Распределение дел

26. Специальный докладчик слышала утверждения о том, что надлежащие процедуры распределения дел между отдельными судьями, по всей видимости, отсутствуют. В судах общей юрисдикции дела среди судей распределяет председатель суда, что вызывает обеспокоенность, поскольку в отсутствие надлежащей и транспарентной процедуры распределения дел судебная система становится уязвимой для манипуляций, коррупции, внешнего и внутреннего давления и вмешательства. Особенно беспокоит то, что председатель суда может использовать действующую процедуру распределения дел в качестве средства поощрения или наказания судей или поручать резонансные дела судьям, на решения которых можно легко повлиять".

Генеральная Ассамблея ООН, Совет по правам человека, двадцать шестая сессия, доклад Специального докладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов   Габриэлы Кнауль

3.2. "21. …  Егорова вызывала меня несколько раз, когда прокуратуре казалось, что слушания движутся не в том направлении, а последний раз - из совещательной комнаты, что вообще неслыханно. Никогда на меня никто так не кричал. Я бы не пошла, если бы знала, зачем она меня вызывает...

Именно в результате конфликта с Егоровой я и решилась, если повезет на выборах, сменить профессию. Мне есть чем заняться в высшем органе законодательной власти: это проблемы правосудия. Я сомневаюсь, чтобы в каком-нибудь из провинциальных судов творились такие же запредельные безобразия, как в Мосгорсуде, но это вопрос степени, а проблемы-то общие.

Судья, именуемый в законе независимым носителем судебной власти, зачастую оказывается в положении обычного чиновника, подчиненного председателю суда. Механизм давления основан на том, что прокурор или другие влиятельные и заинтересованные лица звонят не [судье], а председателю суда. Председатель вызывает судью и начинает сначала мягко, в форме рекомендаций или консультаций, а затем и более жестко убеждать судью принять "правильное", то есть угодное кому-то решение. Судья же зависим от председателя суда в элементарных вопросах получения квартиры или премий, в вопросах распределения дел для слушания. При желании председатель суда всегда найдет в работе судьи такие недостатки (при существующем навале дел нельзя, например, избежать элементарной волокиты), которые позволят прекратить его полномочия через квалификационную коллегию судей, которую тоже контролируют чиновники от правосудия...реально суд до сих пор чаще всего выступает на стороне обвинения. Суд превращается в инструмент сведения политических, коммерческих или просто личных счетов.

Никто не может быть уверен, что его дело - будь то гражданское, административное или уголовное - будет разрешено по закону, а не в угоду кому-то. Сегодня это следователь Зайцев, расследовавший уголовное дело по контрабанде мебели, а завтра может быть любой из нас..."

ЕСПЧ, Постановление от 26 февраля 2009, дело "Кудешкина против Российской Федерации", жалоба N 29492/05

3.3. Из выступления первого заместителя председателя Высшего арбитражного суда (ВАС) Елены Валявиной в Дорогомиловском районном суде Москвы 12 мая 2008 года.

"Вопрос адвоката, представлявшего Владимира Соловьева: За время вашей работы в ВАС приходилось ли вам сталкиваться с Боевым Валерием Ивановичем и имели ли эти встречи исключительно служебный характер?

Ответ: Я часто с ним сталкивалась, поскольку по должности отвечаю за взаимодействие с Высшей квалификационной коллегией судей. Он там часто бывал. Но был один случай, который, с моей точки зрения, выходит за пределы его служебных обязанностей. В самом начале моей деятельности осенью 2005 года от председателя судебного состава я получила дело со словами, что судьи его не хотят рассматривать, опасаются осложнений. Оно было связано с акциями ОАО "Тольяттиазот". Я приняла дело к производству. Мною было вынесено определение о приостановлении обеспечительных мер, связанных с запретом проводить общее собрание акционеров, что полностью соответствовало закону и практике ВАС. Затем я вынесла еще одно определение об истребовании дела. И практически сразу после этого мне позвонил Боев Валерий Иванович и пришел на прием. Я, естественно, думала, что это связано с кадровыми вопросами. Но он говорил о государственных интересах: о том, что я, видимо, не однозначно правильно их понимаю. Когда речь зашла о конкретном деле, я ему напомнила, что я судья по этому делу и что он не вправе давать мне какие-либо указания. Но он просил меня отменить мои определения по данному делу.

Вопрос: Его просьбы отменить определения по данному делу имели настойчивый характер?

Ответ: Он сказал: "Елена Юрьевна, вам же еще переназначаться нужно!" Заместители председателя назначаются на шесть лет и вправе работать два срока подряд по шесть лет. Мне было сказано прямо, что если я буду назначаться на следующий срок, то у меня возникнут проблемы. Тогда я ему сказала, что могу работать просто рядовым судьей.

Вопрос: Вы рассказали кому-нибудь об этом разговоре с Боевым?

Ответ: Естественно, я рассказала председателю состава, который передал мне это дело, и председателю ВАС.

Вопрос: Какова была реакция?

Ответ: Мне не сообщили, какие меры были приняты. Но впредь Валерий Иванович ко мне не обращался.

Вопрос: Он лично к вам больше не обращался или вообще не появлялся в ВАС?

Ответ: Я его часто видела в арбитражном суде — у председателя, у помощника председателя. По каким вопросам приходил, не знаю. Но могу сказать, что после одной передачи Владимира Соловьева к моему помощнику подошла судья и сказала, что к ней тоже обращался Валерий Иванович по конкретному делу. Получил отказ и тоже дал понять, что у нее могут возникнуть проблемы.

Вопрос: Он обращался к ней опять-таки с попыткой оказать давление на суд?

Ответ: Я при этом разговоре не присутствовала, но наверное".

Подробнее:  http://kommersant.ru/doc/891080

3.4. Из письма за подписью "группы судей Арбитражного суда Московской области": "Коммерсанты выстраиваются в очередь перед кабинетами руководства суда, и для принятия "нужного" судебного акта устраивается аукцион... Конкретные судьи получают указания на принятие "нужного" решения в кратчайшие сроки". Помню, что мы тогда в "МК" не решились больше цитировать эти письма, потому что понимали: иначе люди вообще перестанут верить в систему правосудия.

http://www.mk.ru/social/2017/05/18/eksglava-arbitrazha-ivanov-vzorval-bombu-na-yuridicheskom-forume.html

4. Официальные источники

4.1. Документы ООН по вопросам назначения председателей судов

99. Для усиления независимой роли судей:

Следует изучить возможность создания системы, предполагающей избрание председателей судов судьями своих соответствующих судов, что в настоящее время практикуется в Конституционном суде и конституционных (уставных) судах.

Следует создать механизм объективного распределения судебных дел.

Генеральная Ассамблея ООН, Совет по правам человека,  одиннадцатая сессия, доклад Специального докладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов   Леандро Деспуи , 22 марта 2009 года

 

Выводы и рекомендации

- реформа порядка назначения председателей судов, с тем чтобы они избирались судьями соответствующего суда. Они должны избираться на ограниченный срок, общий для всех председателей, без возможности переизбрания;

Доклад исследовательской миссии по судебной реформе в Российской Федерации, 20-24 июня 2010 года, Женева, Швейцария, ноябрь 2010 года, эксперты Кетил Лундом, Войином Димитриевич, Роушин Пиллей

4.2. Конституция РФ, вопросы принятия законов, без права окончательного отклонения

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Конституция РФ

 

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Конституция РФ

 

Статья 108

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Конституция РФ

4.3. Законы об избрании и назначении председателей судов

- Председатель Конституционного Суда

Статья 23. Назначение на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

(в ред. Федерального конституционного закона от 02.06.2009 N 2-ФКЗ)

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда Российской Федерации.

Полномочия Председателя или заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом. Указанное решение Конституционного Суда Российской Федерации принимается большинством не менее двух третей голосов от числа действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации тайным голосованием в порядке, установленном Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. Прекращение полномочий Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации в качестве судьи Конституционного Суда Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 1, 6, 7 или 8 части первой статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона, без прекращения его полномочий как Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не допускается.

(в ред. Федеральных конституционных законов от 03.11.2010 N 7-ФКЗ, от 04.06.2014 N 9-ФКЗ)

В случае, если должность Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации окажется вакантной, Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в порядке, установленном настоящей статьей. По истечении срока полномочий Председатель или заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации продолжает исполнять свои обязанности до назначения на должность нового Председателя или заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

(в ред. Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 9-ФКЗ)

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Конституционном Суде Российской Федерации"

 

Статья 23. Избрание Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации

В пленарном заседании Конституционного Суда Российской Федерации судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.

Председатель, заместитель Председателя, судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением Конституционного Суда Российской Федерации.

По инициативе не менее пяти судей Конституционного Суда Российской Федерации, считающих, что Председатель, заместитель Председателя или судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации недобросовестно исполняет свои обязанности либо злоупотребляет своими правами, может быть поставлен вопрос о его досрочном освобождении от соответствующей должности. Вопрос о досрочном освобождении от должности указанных лиц решается большинством не менее двух третей от общего числа судей Конституционного Суда Российской Федерации тайным голосованием.

В случае, если должность Председателя, заместителя Председателя или судьи-секретаря Конституционного Суда Российской Федерации окажется вакантной, новые выборы проводятся не позднее двух месяцев со дня открытия вакансии в порядке, установленном настоящей статьей. По истечении срока полномочий указанные должностные лица продолжают исполнять свои обязанности до проведения новых выборов.

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2007) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 21.05.2008)

- Председатель Верховного Суда

Статья 6.1. Порядок наделения полномочиями и прекращения полномочий председателей и заместителей председателей судов

(введена Федеральным законом от 15.12.2001 N 169-ФЗ)

2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации указанное заключение не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения его полномочий - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

3. Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председатель Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (далее - заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации) назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации на основании представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации указанное представление не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанного лица - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

4. Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представление о назначении Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации не позднее чем за 14 дней до истечения срока их полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через шесть месяцев со дня открытия вакансии.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

5. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий 14 дней после дня получения представления Президента Российской Федерации.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 29-ФЗ)

Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 28.12.2016) "О статусе судей в Российской Федерации"