Судебная защита – право каждого

а не привилегия избранных

АДРЕС: Москва, проспект Мира, д.101

ТЕЛЕФОН: +7 919-761-3389

ТЕЛЕФОН: +7 925-070-6644

ПОЧТА: info@grany-prava.ru

22. Госпошлина при обращении в суд, уплата госпошлины, возврат госпошлины

Для поиска на сайте однородных и связанных материалов воспользуйтесь меткой внизу страницы. Чтобы просмотреть содержание категории (раздела, страницы), воспользуйтесь активной, ссылкой голубого цвета, расположенной в верхней части страницы. После активации ссылки откроется перечень статей категории в кратком виде.

1. Уплата госпошлины

Пункт  10 статьи 333.19 НК РФ об оплате госпошлины за выдачу судом копий (повторных копий) судебных постановлений и документов из дела отменен с 01 января 2013. Не требуется уплата  госпошлины при подаче частной жалобы на определение суда.

Согласно статье 333.18 (часть 1.1.) и статье 333.19 НК РФ госпошлина уплачивается при обращении в Верховный Суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы на решение суда (апелляционной, кассационной и надзорной).   

Размер госпошлины можно рассчитать на основании статьи 333.19 Налогового кодекса, главы 7 ГПК РФ и главы 25.3 Налогового кодекса РФ. Для расчета госпошлины можно воспользоваться помощью калькулятора госпошлины, имеющегося на сайтах судов.

В силу статьи 90 ГПК РФ истец вправе просить суд об отсрочке и рассрочке уплаты госпошлины.

В силу статьи 333.20 (ч. 2) НК РФ: "Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса".

Рекомендую просить об уменьшении или освобождении от уплаты госпошлины, поскольку рассрочка или отсрочка уплаты госпошлины требует контроля и суды на удовлетворение таких требований идут неохотно.

"Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 13 июня 2006 года N 272-О, отсутствие у заинтересованного лица возможности исполнить обязанность по уплате государственной пошлины, не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту, поскольку иное вступало бы в противоречие с положениями Конституции Российской Федерации, гарантирующими государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод (статья 45, часть 1; статья 46, часть 1).

При указанных обстоятельствах, учитывая, что суд общей юрисдикции вправе уменьшить размер государственной пошлины либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом РФ, оснований для оставления искового заявления У. без движения не имеется, а поэтому определение Хорошевского районного суда г. Москвы от 14 марта 2014 года подлежит отмене, исковое заявление направлению в суда для решения вопроса о его принятии к производству.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 333, 334 ГПК РФ, судебная коллегия определила: определение Хорошевского районного суда г. Москвы от 14 марта 2014 года отменить, исковое заявление У. возвратить в суд для решения вопроса о принятии к производству".

Апелляционное определение Московского городского суда от 06 мая 2014, дело N 33-15837

"11.2.3. К апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате. …

К апелляционной жалобе могут быть приложены ходатайства об уменьшении размера государственной пошлины или предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты (в виде отдельного документа или изложены в самой жалобе)".(перв инста мосгорсуд)

Инструкция по судебному делопроизводству в Верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов

2. Документ, подтверждающий уплату госпошлины

Существует практика предъявления в качестве платежного документа чека-ордера и платежного поручения c отметкой банка об его исполнении, подтверждаемого подписью сотрудника печатью банка.

Также существует практика оценки чека-ордера, напечатанного черными чернилами, как копии, что, по мнению суда, позволяет оставить без движения исковое заявление или жалобу (апелляционную, кассационную). Такая практика противоречит закону.

2.1. Момент исполнения обязанности по уплате госпошлины (сбора)

С момента внесения денег в кассу кредитного учреждения обязанность плательщика госпошлины считается исполненной. Исполнение обязанности подтверждается чеком-ордером, выдаваемым в подтверждение принятия денег для перечисления в бюджет. При оплате госпошлины наличными в кассу банка, требование о предоставлении подтверждения банка о перечислении денег в бюджет незаконно.

В случае предъявления в суд в качестве документа-подтверждения платежного поручения, требование об исполнении платежа разумно т.к. предъявление платежного поручения в банк не подтверждает наличие на счете суммы, достаточной для перечисления, суд не является получателем платежа, отсутствует возможность проверить снятие со счета плательщика (зачисление на счет получателя).

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии со ст. 2 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" под налогом, сбором, пошлиной понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня.

Согласно п. ст. 61.1, 61.2, 61.3  Бюджетного кодекса РФ в местные бюджеты подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).

В соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Согласно п. 3 Постановлении Конституционного суда от 12 октября 1998 года № 24-П в рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично - правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения - публично - правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет. При этом истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Налоговые отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений на списание налоговых платежей, регулируются налоговым законодательством. Действующее налоговое и бюджетное законодательство различают понятия уплаты налога и зачисления налога.

Конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов считается исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога, что свидетельствует об уплате налога. При этом налогоплательщик не несет ответственность за действия кредитных учреждений, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

2.2. Копия платежного документа, как доказательство исполнения обязанности по уплате госпошлины

Требование суда об обязательной подаче в суд подлинника документа об уплате госпошлины не основано на законе и противоречит принципу разумности.

Подтверждением уплаты госпошлины может служить и копия документа при условии, что она отвечает следующим требованиям: содержит правильные реквизиты для перечисления, представлена в виде чека-ордера о внесении в кассу банка наличных или платежного поручения с отметкой о списании со счета в пользу бюджета.

Согласно ст. 131 (ч. 1.8) ГПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны перечень прилагаемых к заявлению документов. Согласно ст. 132 ГПК РФ к исковому заявлению прилагают документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Согласно ст. 71 (ч. 2) ГПК РФ письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Подлинные документы представляются тогда, когда обстоятельства дела согласно законам или иным нормативным правовым актам подлежат подтверждению только такими документами, когда дело невозможно разрешить без подлинных документов или когда представлены копии документа, различные по своему содержанию. Если копии документов представлены в суд в электронном виде, суд может потребовать представления подлинников этих документов.

3. Определение размера госпошлины при предъявлении иска в суд совместно несколькими истцами

Равенство прав участников судопроизводства гарантировано Конституцией, в связи с чем судебная практика, сформированная Высшим арбитражным судом, подлежит применению по аналогии.

"9. При предъявлении несколькими истцами искового заявления, содержащего единое требование (например, при заявлении иска об истребовании из чужого незаконного владения имущества, находящегося в общей собственности, иска о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением должником обязательства перед солидарными кредиторами), государственная пошлина уплачивается истцами в равных долях в размере, установленном НК РФ для указанного требования (пункт 2 статьи 333.18 НК РФ).

Если же сумма иска фактически складывается из самостоятельных требований каждого из истцов (например, при заявлении требований, вытекающих из обязательства с долевой множественностью лиц на стороне кредитора, требований о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности имуществу нескольких лиц), государственная пошлина уплачивается каждым из истцов исходя из размера заявляемого им требования".

Постановление Пленума ВАС от 11 июля 2014 года N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"

4. Возврат госпошлины

НК РФ Статья 333.40. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины

"1. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой;

2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, административного иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску, административному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей "редакции")

3) прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.

При заключении мирового соглашения до принятия решения Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта. …

3. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

(в ред. Федеральных законов от 28.06.2014 N 198-ФЗ, от 30.11.2016 N 401-ФЗ)

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

5. Некоторые особенности уплаты госпошлины

Требование о доплате госпошлины по искам о признании недействительным договора и о применении последствий его недействительности в виде восстановления права собственности исходя из цены иска нарушает гарантии равенства перед законом и судом т.к. противоречит судебной практике, согласно которой такие иски не подлежит оценке.

 

"24. При применении подпункта 2 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ следует иметь в виду, что использованное в нем для целей исчисления государственной пошлины понятие спора о признании сделки недействительной охватывает как совместное предъявление истцом требований о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, так и предъявление истцом любого из данных требований в отдельности. С учетом этого размер государственной пошлины при обращении в арбитражный суд с исковым заявлением о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности составляет 4000 рублей.

Постановление Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 года N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"

 

"Государственная пошлина относится к федеральным сборам (пункт 10 статьи 13, пункт 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации), которые подлежат уплате в силу требования статьи 57 Конституции Российской Федерации об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы. … При подаче искового заявления имущественного характера, который подлежит материальной оценке, размер государственной пошлины определяется от цены иска (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.19 и подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21), в случае же, когда истцом заявлено имущественное требование, не подлежащее такой оценке, либо заявлено требование неимущественного характера, размер государственной пошлины устанавливается в твердой фиксированной сумме (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.19, подпункты 2 и 4 пункта 1 статьи 333.21). Данное регулирование, вопреки доводам заявителя, действует равным образом как в отношении дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами".

Определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2015 года N 128-О

 

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации упразднен Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ. Разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом ВАС РФ, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда РФ (часть первая статьи 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ).

 

"Согласно Письма Минфина РФ N 03-05-06-03/11 от 14 апреля 2008 года, исковые заявления, содержащие требования о признании договора незаключенным, как и исковые заявления по спорам о признании сделок недействительными, относятся к исковым заявлениям неимущественного характера.

В порядке п. 10, ч. 1 ст. 91 ГПК РФ, цена иска определяется по искам, состоящим из нескольких самостоятельных требований, исходя из каждого требования в отдельности.

Из представленного материала усматривается, что иск заявлен о признании недействительным договора купли-продажи транспортного средства, и о применении последствий его недействительности в виде восстановления права собственности.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что данный иск не подлежит оценке, и госпошлина составляет 300 руб., что соответствует требованиям приведенной выше нормы п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ в редакции, действовавшей на день подачи искового заявления".

Апелляционное определение Московского городского суда от 18 декабря 2017 по делу N 33-51458/2017

Нормы права и практика применения актуальны на март 2018 года